Системный интегратор

Деяния

Епископ Вениамин

Забайкальская духовная миссия

Предлагаемая записка о Забайкальской Миссии имеет двоякую цель:

 

  1. Сделать известным усердствующим к сей миссии и всем интересующим успехам православной веры между отечественными язычниками состояние миссии за Байкалом в настоящее время “по 1865 год”.
  2. Дать отчет в действиях миссии и в употреблении сделанных ей благотворительных приношений за истекший 1864 год.

Для первой цели находим нужным:

  1. Сказать сколько и какие миссионерские станы существуют теперь, вновь устраиваются и предполагаются к построению.
  2. Показать личный состав миссии и перемены в нем, последовавшие в 1864 году.

Для второй цели:

  1. Скажем о действии миссии и успехах в распространении и утверждении православной веры в 1864 году.
  2. Дадим благотворителям миссии краткий отчет в содержании миссии и в особенности в расходовании поступающих в миссию денежных приношений.
    1. Первый стан Забайкальской миссии находится в Посольском монастыре, лежащим на юго-восточном берегу Байкала, у пристани, соединяющей Забайкальскую область и Иркутскою губернию. С 1862 года Посольский монастырь служит местом пребывания настоятеля миссии, Епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии. В числе братства его в 1864 году находилось четыре миссионера и иеромонаха, два сотрудника из окончивших семинарский курс воспитанников и два миссионерских послушника. С 1862 года в Посольском монастыре существует частное училище, преимущественно для инородческих детей, из которых способнейшие приготовляются также с миссионерскому служению. Для руководства ученикам и самим миссионерам в монастыре находится библиотека, заключающая в себе около тысячи экземпляров книг необходимых особенно для изучения монгольского языка и буддизма, также собрание разных идолослужебных предметов, употребительных у забайкальских инородцев ламайского и шаманского суеверия. Здесь же находится иконописная мастерская для изготовления икон для ново- крещенных, состоящая под управлением миссионера-иконописца и гомеопатическая аптека с библиотекою, достаточная для всей миссии.

      На противоположном “северо-западном” берегу Байкала в 55 ½ верстах от Посольского монастыря, с 1863 года началась постройка церкви, на месте, принадлежащем монастырю часовни, также с целью служить духовным нуждам, живущим там язычникам. В построении этой церкви на месте явления чудотворной иконы св. Николая, замечательно то, что в нем приняли равное с тамошними христианами-инородцами участие сами язычники, благовейно чтущие явленную икону. Церковь эта принадлежит Посольскому монастырю. К тому же миссионерскому стану принадлежит дом при Кударинской Степной думе в 45 верстах от монастыря, построенный в 1864 году дом для временного пребывания миссионеров, с просторною залою для молитвенных собраний христиан-инородцев. В том же году получено разрешение и отведено место при сей думе на построение небольшой церкви во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла. Средства к построению подготавливаются сбором доброохотных пожертвований, которые с усердием принял на себя священник соседнего “Твороговского” селения о. Филипп Корнаков.

      В виде материального вспоможения миссии с 1862 г. построены три часовни: одна ( в 1862 г.) в Посольске на берегу пристани, другая ( в 1864 г.) на преображенской ярмарке на р. Селенге и третья (в том же году) в Кяхте. Последняя построена Кяхтинским купцом Я.А. Немчиновым и освящена уже в настоящем году. Все три часовни принадлежат Посольскому монастырю и доходы их употребляются на нужды миссии.

    2. Второй стан Забайкальской миссии в 1863 г. открыт в Селенгинском Троицком монастыре, стоящим от Посольского на 85 верст внутрь Забайкалья. Селенгинский монастырь древнее в сех монастырей за Байкалом. Когда в 1681 г. прибыл сюда из Москвы первые проповедники веры за Байкалом, они поселились в Троицком монастыре в старом строениии потом уже начали строить Посольский монастырь на Байкале ( на месте убиения мунгалами русского посла Заболоцкого в 1650 году). В 1864 г. Селенгинский монастырь имел в братстве своем одного миссионера (он же и настоятель монастыря).

       

    3. Третий монастырь за Байкалом Чикойский Предтеченский на реке Чикое на границе с Монголией; основан в тридцатых годах настоящего столетия, для действия на раскольников, в прошедшем столетии во множестве переселившихся сюда из Польши. До конца 1864 г. не имел ни одного мисиионера, хотя также предназначался миссионерским станом для бурят, живущих по Чикою. С настоящего года принимает на себя обязанности миссионера настоятель монастыря.

       

    4. Четвертый миссионерский стан находится при Селенгинской степной думе. Еще в 1862 г. началась здесь постройка часовни, потом часовня эта обращена в церковь и в начале настоящего года освящена во имя св. Иннокентия, который около двух лет сам трудился в проповеди Евангелия Селенгинским мунгалам. При участии тайши – христианина миссия пользуется здесь общественным домом для картирования. С освящения церкви находятся здесь два миссионера –ееромонаха и вдовый священник, с послушником (он же и переводчик) из воспитанников Посольского монастыря.

       

    5. В том же ведомстве с 1862 г. находится миссионерская церковь с домом .при устье р. Керапа, впадающей в Чикой, построенная благотворителем Забайкальской миссии кяхтинским купцом Я.А. Немчиновым. Но священник этой церкви разделяет свои труды между язычниками и своими прихожанами, от которых он получает содержание, без пособия от миссии.

       

    6. Для Селенгинских бурят казаков третей конной бригады с 1858 г. существует особый миссионер (он же и бригадный священник и законоучитель в русско-монгольской бригадной школе). Местопребывание его в г. Селенгинске. Но исполнение обязанностей приходского бригадного священника и особенно законоучителя доселе служило ему выжным препятствием к успешному занятию миссионерскими обязанностями. В 1864 г. он освобожден от обязанностей законоучителя, заставлявших его безвыездно жить в городе.

       

    7. При Хоринской степной думе с 1860 г. существует миссионерская церковь, в 1861 г. определен и миссионер к ней с одним церковнослужителем. По соединение обязанностей по отношению к приходу со званием миссионера и здесь не мало препятствовало исполнению собственно миссионерских обязанностей. К концу 1864 года и этот миссионер освобожден от занятий по приходу. В том же году для миссии приобретено здесь два дома через пожертвование и один покупкою.

       

    8. При агинской степной думе церковь построена также прежде предположения основать здесь миссионерский стан, в 1859 году. Миссионер определен сюда в 1862 г. но по неимению дома жил вдали от церкви. В 1864 г. и здесь положено построить дом на средства лежащие в сокровищнице промышления Божественного. Попечение об изыскании этих средств принял на себя читинский протоиерей о. Симеон Ильинский.

       

    9. В ведомстве той же степной думы с 1864 г. началась постройка другого стана близь оставленного оловянного рудника на р. Онон в 90 верстах от первого стана и в семи от главного в нерческом округе дацана – Цугольского. В настоящем году построен здесь дом для миссионера-священника и начата постройка церкви, на которую отпущено Св. Синодом 4,500 рублей. Недостающее восполняется доброхотными пожертвованиями.

       

    10. Последний готовый стан находится в Баргузинском округе, в хребтах, обитаемых Баунтовскими орочонами (тунгусами), на золотом промысле Г.М. Пермикина, по Витимской системе. Церковь для миссии построена иждивением золотопромышленника и старанием доверенного управителя его Г. Севрюгина. В сентябре 1864 г. она освящена во имя Св. Николая Чудотворца и с того времени находится при ней миссионер с сотрудником из братства Посольского монастыря. Тунгусы-орочоны, часто обращающиеся, теперь около золотых промыслов, скорее всего могут встречаться здесь с миссионером и от него уловляться мрежею Евангельскою. При содействии золотопромышленников и сам миссионер удобнее может находить их на месте их кочевок.

       

    11. На озере Иргэнь на плоской возвышенности Яблонова хребта, на месте бывшего некогда Иргэнского острога. Здесь есть уже церковь, освященная в 1862 г. из бывшей часовни, есть и дом, приложенный церкви бурятом-язычником, но не приспособлен к житию миссионеров надлежащим образом и что всего важнее, не находится людей для занятия этого стана.

       

    12. Другой приготовляемый стан находится на другом конце Забайкалья на западе от Кяхты в Закаменском бурятском ведомстве. С 1864 года начата здесь постройка церкви, которую приняли на себя пограничные казаки, с тем чтобы иконостас и вся церковная утварь доставлены были от миссии.

       

    13. На Баргузинской степи строится стал при степной думе. В 1864 г. для этого стана куплен дом на деньги пожертвованные жителями Баргузина и служащими на Баргузинских золотых промыслах. Постройка церкви отлагается до изыскания новых средств.

       

    14. Последний готовящийся стан находится в Нерчинском округе в Нерчинском округе от Чиндапской крепости вверх по р. Онону в Мангутском пограничном карауле. Безприходная церковь строится здесь местными казаками.

       

    15. Еще предполагаются два стана: один на тугнуйской степи в 50 верстах на запад от Петровского завода в Верхнеудинском округе, а другой на тургинской степи в Нерченском округе на р. Турге, впадающей в Онон. Для первого стана отведена и земля, а для другого только назначено место; но постройка того и другого пока составляет одно предположение, с надеждой исполнения, при помощи Божией, в последствии времени.