Системный интегратор

История Бурятии

История г. Улан-Удэ начинается с 1666 г. Именно в этом году было поставлено русскими казаками зимовье в устье реки Уды, и названное Удинским. Зимовье было построено в основном для сбора ясака с местного населения. В 1680 г. на этом месте был поставлен острог. С 1690 г. он получает статус города. В 30-х гг. XVIII в. город был переименован в Верхнеудинск. Экономика Верхнеудинска в основном развивался за счет торговли. В 1783 г. Верхнеудинск становится уездным городом.
В 1934 г. город был переименован в Улан-Удэ.

А.Д. Жалсараев
ГОРОД УЛАН-УДЭ.
(До 1934 г. - ВЕРХНЕУДИНСК)

Удинский (Верхнеудинский) острог основан в 1666 году отрядом служилых людей под командой пятидесятника Гаврилы Ловцова. «Выбор на устье Уды выпал не случайно. Здесь издревле действовала удобная переправа через полноводную Селенгу, притягивавшая к себе много местного населения. Через этих людей русские казаки намеревались получать информацию о жизни бурятских и эвенкийских племен, природных богатствах в их ближних и дальних кочевьях. Впервые о селенгинской переправе сказал еще в 1647 г., то есть за 19 лет до построения Удинского зимовья, казацкий десятник Костька Москвитин, совершавший по заданию атамана Василия Колесникова долгий и трудный путь от берегов Северного Байкала до ставки монгольского хана в поисках залежей «серебряной руды». «А Уда река велика и глубока, - писал он, - можно по ней ходить всякими судами, а пошла она в Селенгу реку и через Селенгу перевоз, и перевозе людей много, а люди все мунгальские». Восхитила Москвитина и сама река Селенга близ Удинского устья, о которой он далее говорит: «И Селенга река велика с берегу на другой через реку голосу человеческого не слышит, а большими стругами опроч малых лехких стругов ходить по ней нельзя, потому что быстра и мелка, а пришла в островах ти россыпех, и люди по ней кочуют мунгальские» (Тиваненко А. В., 1996, с.24).

Удинское зимовье было в известной степени дополнением Селенгинска. Они были даже административно объединены. Удинский острог, конечно, был укреплен, но защищали его лучше всего не башни и стены, а само его положение. «Тот Удинской острог стоит в большой крепости, меж Селенгою и Удою реками, в боровом лесном месте, и степи де подле Селенги реки к Удинскому острогу подошли узкие, и пашенные крестьяне поселены и ясашные иноземцы живут от Удинского острога в ближних местах, и ныне и впредь от приходу воинских людей служилым людям и пашенным крестьянам и ясачным иноземцам жить около того Удинского острогу и деревнями строиться будет бесстрашно». С юга он был прикрыт Селенгинском и сравнительно редко подвергался опасности. Служилых здесь было всего 20 чел., которые присылались на годовую службу из Селенгинска. Только в 1690-х гг. гарнизон был сделан постоянным и увеличен.

Удинский острог был основан как ясачное зимовье. Но значение этого пункта определялось не количеством собиравшейся здесь пушнины, а исключительно его положением на главном пути в Даурию. Открытие дороги в Нерчинск по долине р. Уды сразу сделало Удинское зимовье местом разветвления двух путей - на Нерчинск (и далее на Амур и в Китай) и на Селенгинск (и далее в Монголию) и послужило причиной его преобразования в острог в 1689 г. Известный путешественник Избрандт Эберхард Идес, посол Петра I в Китай, проезжавший здесь в начале весны 1693 г. и хорошо оценивший положение Верхнеудинска, указывает, что «оной город почитаетца ключ Даурския провинции, и Мунгалы летом часто поубегают по лугам того места около и отгоняют лошадей, и увозят таможных обывателей». Здесь было не только разветвление на два пути, но и перевалка грузов с воды на сушу. Грузы, предназначенные для Нерчинска, здесь выгружались (Уда была несудоходна) и до р. Ингоды везлись на подводах.

Развитие связей с Китаем и Монголией, особенно после заключения Нерчинского договора, и приток в Забайкалье людей способствовали росту Удинского острога. Это был небольшой, но растущий пункт. В 1675 г. Удинское зимовье было настолько ничтожно, что русский посол Николай Гаврилович Спафарий едва его заметил: «А река Уда течет из хребта, по ней казаки промышляют соболем, и ныне на усть реки Уды есть зимовье казачье», а к 1700 г. острог имел население более 300 душ мужского пола. Известно описание острога: «С левой стороны Селенги реки с востока идет река Уда, над ней Удинский город в близости от Удинского устья. У города часовня. Посад под горой. На посаде дворов жилетцких людей и казачьих изб со сто. В городе строены четыре башни четвероугольные, пятая на углу осьмиугольная. В городе изба караульная, погреб зелейный, над ним сарай».

Жители города участвовали в перевозках товаров в Кяхту и из нее в Иркутск, а также в транспортировке хлеба, соли, рыбы на Нерчинские заводы. После присоединения Приамурья значение дороги на Нерчинск и Читу возросло и одновременно увеличилось значение Верхнеудинска. Верхнеудинск был известен также как торговый центр. Торговля здесь не имела такого размаха, как в Кяхте или Иркутске, но для населения Западного Забайкалья Верхнеудинск стал основным рынком сбыта местной продукции. В 1768 г. здесь была учреждена из значительнейших во всей Восточной Сибири ярмарок. Верхнеудинск в торговом отношении зависел от Иркутска и Кяхты, но его значение постоянно росло. На его ярмарку съезжались торговцы из Иркутска, Нерчинска, Читы, Кяхты, Баргузина. В гербе Верхнеудинска был изображен «на золотом поле Меркуриев жезл и рог изобилия в знак того, что в сем городе производится знатный торг и условия о торге». Для бурят Западного Забайкалья он был главным центром торговли. Развитие сельского хозяйства в ближайшем окружении Верхнеудинска превратило его в центр заготовок продуктов земледелия и животноводства для Восточного Забайкалья, Приамурья и Кяхты. Население этого торгово-транспортного и сельскохозяйственного центра увеличилось с 3 тыс. чел. в начале ХIХ в. до 8,1 тыс. чел. в 1897 г.

«До проведения железной дороги на развитие Верхнеудинска крайне неблагоприятно сказывалось его положение между двумя крупнейшими торговыми центрами - Иркутском и Кяхтой, близость которых просто-напросто угнетала Верхнеудинск. Иркутск и Кяхта держали в своих руках всю торговлю с Китаем и значительную часть внутренней торговли в Западном Забайкалье, так что на долю Верхнеудинска мало что доставалось (тем более, что часть грузов, минуя Верхнеудинск, из Кяхты шла прямо к Байкалу по так называемому «купеческому» тракту). Железная дорога (первый поезд прибыл на станцию Верхнеудинск 15 августа 1899 г) одновременно убила Кяхту и сделала Верхнеудинск независимым от Иркутска торговым центром. Более того, сама Кяхта попала в зависимость от Верхнеудинска, который стал ближайшей к ней станцией железной дороги. Баргузинский округ, ранее тяготевший к Иркутску, теперь оказался в зоне тяготения к станции Верхнеудинск. Железная дорога, Селенга, тракты на Кяхту, Баргузин, по долине Уды, на юго-восток в долины Хилка и Чикоя - все это сделало Верхнеудинск крупнейшим в Западном Забайкалье транспортным узлом. Благоприятно было также положение города в центре густо заселенного русскими и бурятами района; ресурсы этого района питали торговлю Верхнеудинска, в частности его ярмарку, которая продолжала действовать и после проведения железной дороги. Верхнеудинск славился как торговый центр, но промышленность имел очень небольшую, занятую в основном обработкой сельскохозяйственного сырья (пивоварение, мыловарение, мельницы, лесопиление).

Верхнеудинск взял на себя функцию снабжения Западного Забайкалья всеми привозными товарами. Он начал также стягивать и концентрировать все излишки сельскохозяйственных продуктов с тяготеющего к нему ареала. Население Верхнеудинска выросло с 5,2 тыс. чел. в 1890 г. до 21,6 тыс. чел. в 1917 г., то есть более чем в 4 раза. Большую роль в увеличении населения города сыграли железнодорожники; в 1913 г. их вместе с семьями было 3,4 тыс. чел. Поселок железнодорожников был устроен в 1 км. от города, но быстро разросся и слился с городом. После торговли важнейшим занятием жителей города был транспорт (включая извоз). Верхнеудинск был известен также как место сосредоточения войск. В 1908 г. в городе и близлежащей деревне Нижней Березовке стояли 4 пехотных полка и крупные артиллерийские части» (Воробьев В.В., 1959, с.61, 88).

Образование Бурят-Монгольской АССР (В 1958 г. была переименована в Бурятскую АССР, а с 8 октября 1990 г. стала именоваться - Республика Бурятия) и нахождение в городе политического и культурного центра республики явилось важным градообразующим фактором. Транспортная роль города особенно усилилась после сооружения железной дороги Улан-Удэ - Наушки и продолжения ее до Улан-Батора и Пекина. Если в 1941 г. население города достигло 127,2 тыс. чел., то в 1996 г. уже составило 386 тыс. человек более 100 национальностей. Из них русских 72,7 %, бурят 21,1 %, украинцев 2,6 %. Наиболее густонаселенным является Октябрьский район - 170, 3 тысяч человек, за ним следует Железнодорожный - 142,5 тысяч человек, замыкает Советский - 73, 7 тысяч человек.